Колебательные химические реакции - реплика Малинецкому
(опубликовано с сокращениями в журнале Химия и жизнь - XXI век. 1998. № 2. С.34.)
Одной из основных составляющих любой культуры является наличие в ней мифов. Давно ушла в прошлое точка зрения, что создание мифов было характерно только для древнего, дологического мышления, для другого, отличного от нашего типа психики. (Как говорил Шеллинг, ”... мифология возникла в условиях, которые не допускают никакого сравнения с условиями современного сознания, и которые постигаемы только в той мере, в какой мы осмеливаемся выйти за пределы последнего” , цит. по [1? с. 97] Древнее, подсознательное держит прочно. Мифы широко живут и сейчас. Мифология, в частности, характерный и неотъемлимый элемент политики. Практическое мифотворчество - создание образов Гераклов и Тезеев - основное занятие предвыборных штабов политиков и средств массовой информации.
В литературе используются самые разные определения мифа, и даже обходятся вообще без таковых, как бывает для предельно широких понятий. “Бесспорно в отношении мифа только одно: миф - это повествование, которое там, где оно возникло и бытовало, принималось за правду, как бы оно не было неправдоподобно.” [1,c.4]
Наука, и в частности, химическая наука, - это часть общей культуры человечества, и в ней неизбежно отражаются общие особенности культуры и общества. В том числе имеются и чисто химические мифы с соответствующими образами Прометеев и Геллерафонтов. Один из мифов, очень поучительный и любопытный, возник недавно, буквально на наших глазах, и, несмотря на очевидную абсурдность, широко распространен и укоренился прочно.
Как и всякий миф, тот химический, о котором пойдет речь, излагался многократно и имеет множество вариантов. Вот одна из его коротких поздних литературных записей: “Одним из важнейших экспериментальных достижений в науке XX века стало открытие Б.Б.Белоусовым колебательных химических реакций” [2]. Конечно, в истории науки вообще и химии в частности нередки случаи, когда открытие, сделанное одним, приписывалось другому. Однако, данный случай является из ряда вон выходящим, потому что периодические химические реакции до Белоусова были давно и хорошо известны, и по ним существовала огромная литература.
Как все это происходило в действительности, описано неоднократно (см., например, А. Жаботинский. Предисловие редактора перевода к книге “Колебания и бегущие волны в химических системах”. М.: Мир,1988; Б.Вольтер. Легенда и быль о химических колебаниях”, Знание сила, 1988, № 4.). Белоусов обнаружил в 1951 г., что при окислении лимонной кислоты броматом , катализируемым ионами церия, раствор регулярно меняет окраску от бесцветной к желтой и обратно.
Однако, до этого:
- в конце XVII века Роберт Бойль наблюдал колебательную химическую реакцию при окислении паров фосфора, повторные наблюдение и публикации - Розеншельд в 1828 г., Жубер в 1874 г, Центнершвер в 1894г.;
- в 1828 г. Фехнер описал колебательную элетрохимическую реакцию
- 1896 г. - открытие колец Лизеганга
- на рубеже века были открыты многочисленные эффектные периодические реакции, такие как “железный нерв“ Хиткота и Оствальда (периодическое растворение железной проволки в азотной кислоте) и “ртутное сердце” Бредига (колебательное разложение перикиси водорода на поверхности ртути)
- первые модели гомогенных колебательных химических реакций предложены А. Лоткой в 1910- 1920 гг.;
- в 1926 г. в Лондоне опубликована книга Hedges E.S., Myers J.E. “The problem of physico-chemical periodicity”
- в 1938 г. в издательстве АН СССР вышла монография Ф.М. Шемякина, П.Ф.Михалева “Физико-химические периодические процессы”, которая содержала почти тысячу литературных ссылок
- в 1947 г вышла в свет монография Д.А.Франк-Каменецкого “Диффузия и теплопередача в химической кинетике” , в которой глава специально посвящена химическим колебаниям, а И.Е.Сальниковым была представлена диссертация “К теории периодического протекания гомогенных химических реакций”.
Не заметить всего этого мог только слепой. Не знать? только неграмотный. Тем не менее, статья Белоусова (как и диссертация Сальникова) была отклонена, и публикация состоялась только в 1959 г. Она за счет чисто случайного стечения обстоятельств попала в струю и была вынесена на гребень синергетической волны.
Эта история навевает много размышлений - о костности человеческого разума, о силе парадигмы (т.е., попросту, привычки, и о живучести предрассудков), о короткой памяти научного сообщества (манкуртизация). Вопросы этики , роль и ответственность рецензентов и редколлегий. Роль случайности в вознесении напоминает историю христианства, и победу его над многочисленными конкурирующими сектам и культами.
Как мало в этой истории декартовского “подвергай все сомнению” и как много от рекламы и шоу-бизнеса, когда на рынок фондов и грантов выбрасывается как нечно совершенно новое и уникальное старый товар в новой блестящей упаковке. Грозным явлением, и , возможно, симптомом смерти науки как таковой, становится то, что научная критика как результатов, так и текстов все более и более теряет свое значение перед задачей добывания денег.
Виду недавнего происхождения совершенно очевидно “эвгемерическое” происхождение данного мифа. Эвгемер, греческий автор IV-III вв. до н.э. , вслед за Геродотом толковал богов как обожествленных исторических лиц, а мифы - как отражение реальных исторических событий.
Причины возникновения. По-видимому, хорошо и удобно думать, что мы становимся все умнее. Реальная история - насколько же человеческие сообщества в целом тупы, костны и жестоки. Причины распространения конкретного мифа - сама тема - колебания, диссипативные структуры - очень важна, ярка, современна.
И что теперь? Как говорят профессиональные мифологи (Малиновский), миф - это важная социальная сила. Он обосновывает устройство (со)общества, его законы, его моральные ценности. Он выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Он тесно связан со всеми сторонами народной жизни, в частности, конечно, и с обрядами. Миф немыслим без ритуала, поэтому невнятные бормотания и песнопения сопровождают многочисленные конференции, школы, семинары, и т. п.
По Юнгу, миф - массовое сновидение. А, как известно, сон разума порождает чудовищ...
Литература
1. М.И.Стеблин-Каменский . Миф. Л.:Наука. 1976.
2. Г.Г.Малинецкий. Хаос. Структуры. Вычислительный эксперимент: Введение в нелинейную динамику. М.:Наука.1997.