Из школьной педагогики 

 

Два года я преподавал физику в обычной школе. Буйные классы. Если внимание класса потеряно на пять минут – урок можно заканчивать.
Сразу ввел систему быстрых проверочных письменных работ. Очень скоро понял, что стандартные контрольные не дают ничего. Попытки дать 4 или 6 вариантов были бесполезны – техника списывания была развита великолепно. Пришлось на проверочных работах каждому давать свой вариант. Возмущение учеников было неподдельным.
Проходим закон сохранения импульса. Авторы учебника – господа Кикоины - не удосужились даже ввести обозначение для импульса.
- «Какой буквой будем обозначать импульс?»
Радостно: «Буквой Зю!»
«Прекрасно! Иди к доске и напиши букву «Зю»».
Изображает какую-то кракозюбру. Переделываем в греческую букву каппа.
Вызываю к доске. Будем решать задачу на закон сохранения импульса. Петров, вот представь себе: ты стоишь на рельсах. На тебя едет паровоз. У тебя в руке кирпич. С какой скоростью надо бросить кирпич, чтобы паровоз остановился?
Класс заинтересован. Выясняем, во-первых, какова масса кирпича. Разные оценки. Запоминайте (из опыта стройотряда) – красный 3.7 кг, белый силикатный - 4 кг. Принимаем для простоты 4 кг. Какова масса паровоза? Тяжелый. Очень тяжелый. Куда тяжелее грузовика. Примем 40 тонн. Какова скорость паровоза? Пусть будет 36 км/час. Пишем формула закона сохранения импульса. Получаем требуемую скорость кирпича – 360000 км/час. Переводим в 100 км/сек. Класс озадачен.
Может так кинуть Петров? Нет. Что ему надо сделать? Поскорее уйти с рельсов. А если бы все-таки кинул?
Дальше говорим о первой и второй космической скорости, скорости артиллерийского снаряда. Так что получается, паровоз остановить нельзя? Даже из пушки прямой наводкой? Выясняем этимологию словосочетания «Прёт, как танк». А как же остановить танк? Нужно сделать так, чтобы он потерял ход. Например, в гусеницу. Вопрос о том, куда при этом девается импульс, не подымаем.
А на море? Сколько весит корабль? Например, водоизмещение десять тысяч тонн. Как же остановить корабль? Топить.
Урок прошел с большим интересом, особенно для мужской половины класса.

Юношеские ухаживания, желание привлечь внимание чем-нибудь. Девочка развернулась, выпустила коготки, вонзила их в физиономию, и провела сверху вниз. А, как известно, во время урока учитель отвечает за все, что происходит в классе. Он сидит, кровь размазывает по лицу. А она тоже не ожидала, что так эффектно получится, слезы стоят в глазах. Я говорю: «Так, запомни - шрам на роже для мужчин всего дороже. А сейчас марш в медпункт».

Проходим общие сведения о строении атома.
Предположим, ты можешь все. Можешь увеличить небеса и добавить звезд. Вот тебе кусок свинца. Кладу в руку свинцовую железку. Что надо сделать, что поменять в каждом атоме, чтобы у тебя получился кусок золота? Ну, превращай!
Класс «А это можно?!». К сожалению, процесс превращения так ни разу и не пошел. После немного путанного рассуждений о протонах и нейтронах, я поправлял и говорил «А если ошибешься на единицу, у тебя вместо золота получится ртуть, которая потечет у тебя между пальцами!

Третий закон Ньютона. «Скажи честно, пред всем классом: приходилось ли тебе бить человека по лицу?» Ошалевший Петров: «Да, приходилось». А случалось ли тебе при этом повреждать руку? – Ошалевший Петров: «Да, случалось». Весь класс, девочки в том числе, начинают увлеченно обсуждать, как надо бить, как надо ставить руку. «Так вот, Петров, запомни – сила действия равна силе противодействия. Это третий закон Ньютона. Как ты его, так и он тебя. В следующий раз будь аккуратней».

У тебя есть кирпич, веревка и напарник. Как определить высоту московского университета?

«Павел Павлович, а почему вы меня не вызываете, почему пятерочки не ставите?»- «Ответишь правильно на один вопрос – прямо в четверти поставлю пятерку. Как правильно сказать: У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?» Сосредоточившись, тщательно выговаривает: «Правильно сказать – у рыб нет зубов». Я: «Ответ неправильный. Правильный ответ – у рыб есть зубы». «Ну, Павел Павлович, это нечестно! Мы же не на русском языке». «Вот именно – мы на физике. И здесь надо смотреть на смысл получаемого результата.»
Юноша массой 60 кг находится на расстоянии 1 м от девушки массой 50 кг. Определить силу притяжения. Получаем ничтожную величину. Я: «Таким образом, во многих случаях сила притяжения между ними носит нефизический характер».
Все эти педагогические приемы очень плакатны, примитивны, грубоваты. Но задачу – держать внимание класса – они выполняли. Постепенно, не у всех сразу, но появился интерес. Нашел одно дарование. Вызываю родителей. Приходит бабушка – оказывается, она его одна воспитывает, родители неизвестно где. С обреченным выражением лица: «Что он опять натворил». Я говорю: парень ваш талантлив, не упустите. Она - растерянно – а что делать?

Они меня урабатывали до предела, высасывали все силы. Я вел четыре урока по пятницам, и частенько после них уходил почти без преувеличения на четырех ногах.

Рядом со школой стоял несчастный дом по улице Гурьянова, д.17. Некоторые ребята погибли при взрыве. Светлая им память