Студенческие курсы 

 

Проработав год в школе, я почувствовал, несмотря на огромное напряжение и трудности, вкус к педагогике. Пошел к заведующему своей кафедры: «Хочу преподавать». Это были голодные годы, так что и дополнительный заработок был совсем не лишним. Дробот дал мне семинар по фазовым равновесиям. Попробовал учить по-своему. Традиционное изложение и изучение фазовых равновесий не дает возможности строить и понимать новые варианты, отличающиеся от уже описанных. Особенно это касается тройных систем. Отсюда, в частности, проистекает такое количество ошибок в публикациях. У меня получился очень хороший курс семинарских занятий. Который строился в режиме диалога. В первый год курса как такового у меня не было. Программу очередного занятия я продумывал накануне, равно как и индивидуальные контрольные задачи. В самом начале ставил задачу студентам: научиться строить фазовые диаграммы любой степени сложности в любом состоянии и из любого положения.
Основные принципы изложены в тезисах конференции по химической термодинамике в Москве, 2005 г. Более ранний вариант текста приведен ниже. Последние фразы отражают специфику девяностых годов.
Физико-химический анализ
и термодинамика гетерогенных равновесий.
Семинар МИТХТ (1995-1997).
Неблагополучное положение со знанием основ фазовых равновесий проявляется в огромном количестве публикаций с ошибками. Традиционное обучение - разбор ограниченного набора вариантов фазовых диаграмм - по-видимому, малоэффективно. Студенты (да и дипломированные специалисты) часто полностью теряются, когда диаграмма состояния оказывается неразобранного вида. Основная задача - научить быстро и эффективно строить любые двойные диаграммы и любые разрезы тройных - и более сложных систем. Это - задача педагогическая и достаточно сложная.
Общие принципы построения курса:
1. Все Т-х диаграммы строятся по возможности до абсолютного нуля температуры и с включением паровой фазы. Противные случаи оговариваются.
2. Всегда рассматриваются диаграммы с твердыми растворами на основе компонентов и соединений. Следствие из (1) - полный распад по достижении абсолютного нуля или упорядочение. Системы без твердых растворов рассматриваются в конце как частный вырожденный случай.
3. Различные типы фазовых диаграмм рассматриваются в их взаимосвязи.
4. При анализе правила фаз устанавливается приоритет высших размерностей над низшими.
5. Систематически используется правило фаз в соприкасающихся областях (именно здесь системы без твердых растворов - путающие исключения).
6. Поскольку известно, что человек усваивает знания в основном, когда он ищет ответ на поставленный вопрос, систематически задаются вопросы (много) и по возможности каждому дается возможность пробовать и искать ответ.
7. По возможности используется принцип возврата (повторного рассмотрения) одной и той же проблемы, но на более высоком уровне (простая перитектика при пересечении кривой распада с солидусом и то же самое - при построении Р-Т -проекции).
8. Для усвоения полезно задействовать все органы чувств - студентам предоставляется возможность подержать и пощупать систему и компонент, увидеть фазы в минералогических/геологических образцах.
9. Даются специальные задачи по нахождению ошибки - чтобы в будущем их не делать.
10. Семинары являются дополнительными к лекциям и позволяют взглянуть на предмет с несколько другой точки зрения. Это должно способствовать гораздо более полному (объемному ) представлению о предмете.
11. В совокупности представляют весьма серьезный курс, и успешное усвоение которого предполагает серьезную работу слушателей. Необходима удобная аудитория, т=ра не ниже 16оС, карандаш и ластик. Желательно, чтобы студенты были сытые.

Позднее: спецкурс по росту кристаллов.
Принцип геометрического отбора кристаллов: «Выживает тот, кто с самого начала, когда казалось, что всем хватит места, правильно сориентировался».
Весна, солнце. «На следующее занятие есть две альтернативы: мы можем изучать важные и сложные уравнения, или пойти в Минералогический музей. Выбор за вами».